Описание
Республика Беларусь известна своими предприятиями по выпуску большегрузных транспортных средств, поэтому создание конкурентоспособной продукции в области машиностроения, в частности, для большегрузных объектов специального назначения, является актуальной задачей. Эта задача непосредственно связана с решением проблем виброзащиты водителя и перевозимых грузов. Традиционно используемые упругие и демпфирующие пассивные системы подрессоривания статичны и в большегрузных машинах с низкой собственной частотой колебаний не обеспечивают требуемую виброзащиту. Перспективным направлением создания активных систем вторичного подрессоривания является применение в гидравлических амортизаторах электро- и магнитореологических демпфирующих жидкостей (ЭРЖ и МРЖ) с вязкостью, радикально (на несколько порядков) изменяемой внешними полями. Их применение связано с разработкой конструкций специальных запорных устройств – дросселей (клапанов) амортизаторов, интенсивность полей в которых управляется электронными устройствами адаптивно условиям эксплуатации транспортного средства. 
Совместно с машиностроительными предприятиями ОАО «Минский тракторный завод» и ОАО «Минский завод колесных тягачей» (ОАО МЗКТ), а также с Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси в Институте созданы конструкции амортизаторов, позволяющие управлять величиной сил сопротивления демпфирующей жидкости. Разработаны эффективные составы жидкостей и электронные системы управления интенсивностью электрических и магнитных воздействий.



ОПИСАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОРЕОЛОГИЧЕСКОЙ АМОРТИЗАЦИИ СИДЕНЬЯ ВОДИТЕЛЯ 
(на примере кресла водителя трактора «Беларусь») 
На основе физико-математической модели и расчета колебательной системы транспортного средства сельхозназначения создана система автоматизированного управления и электронный блок управления параметрами колебаний динамически нагруженных масс при использовании электрочувствительных демпфирующих жидкостей (ЭРЖ) с возможностью управления их вязко-упругими параметрами в проточном клапане (слоисто-цилиндрическая конструкция) амортизатора.
Эффективность демпфирования собственных колебаний возрастает в 3 раза. 
Автоматическое гашение вынужденных гармонических колебаний в следящем режиме в диапазонах изменения амплитуд колебаний 3 - 15 мм и частот 1 - 10 Гц показало увеличение в 5 раз демпфирующих усилий ЭРЖ в амортизаторе.



ЭЛЕКТРОУПРАВЛЯЕМЫЙ ДЕМПФИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ АДМ-1 
Показатели работоспособности материала (седиментационная стабильность, степень демпфирования, температурная устойчивость) превышают известные аналоги в несколько раз. Утверждены Технические условия и Технологический регламент на материал. Разработана конструкторская документация электрореологического амортизатора, определены алгоритмы управления электрическим полем.

 МАГНИТОУПРАВЛЯЕМЫЕ АМОРТИЗАТОРЫ ДЛЯ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ 
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Созданы конструкции амортизаторов большегрузных транспортных средств (ТС) с дросселем конического типа, позволяющим управлять величиной поля с помощью изготовленного блока управления в зависимости от изменения механической нагрузки. Создана эффективная рецептура магнитоуправляемых демпфирующих жидкостей (МРЖ).
Результаты испытаний в ОАО МЗКТ показали увеличение силы сопротивления амортизатора в поле до 15,5 кН. В составе системы шасси двухосного ТС (ОАО МЗКТ) проведены исследовательские полевые испытания адаптивных амортизаторов при движении по асфальтовой, грунтовой и гравийной дорогам. Установлено уменьшение вибронагруженности элементов транспортного средства до 30%.

СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТКИ
Разработаны: Технические условия и Технологический регламент изготовления магнитоуправляемой демпфирующей жидкости; конструкторская документация (КД) электронного блока управления; КД амортизатора с магнитоуаправляемым дросселем, Руководство по эксплуатации, программа и методика испытаний адаптивных амортизаторов в составе шасси.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА АМОРТИЗАТОРОВ (ЭРЖ, МРЖ)
Управляемость вторичным подрессориванием адаптивно механической  нагрузке, снижение уровня вибронагруженности на водителя и грузы.

СВЕДЕНИЯ О ПАТЕНТАХ
Патенты РБ № 3587, №4592, №6710, №6912, №7632, № 9137.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Выполнение работ на договорной основе, научно-техническое сопровождение работ.