ПАМЯТИ БОРИСА ЕФИМОВИЧА ГЕЛЬФАНДА


Профессор Борис Ефимович Гельфанд не дожил всего несколько месяцев до своего 70-летнего юбилея. После долгой и мужественной борьбы с онкологическим заболеванием он скончался 4 октября 2010 г. в возрасте 69 лет в подмосковном городе Одинцово, где прожил более 40 лет.

Профессор Гельфанд внес существенный вклад в различные области науки о горении и взрыве. Его работы по детонации и ударно-волновым явлениям в газовых и двухфазных средах широко цитируются во всем мире. Он был членом Российской академии естествен- ных наук, доктором физико-математических наук, профессором по специальности "химическая физика", профессором кафедры взрывобезопасности и технических средств противодействия терроризму Санкт-Петербургского университета Государственной пожарной охраны МЧС России, членом научного совета РАН по горению и взрыву, заведующим лабораторией гетерогенного горения Института химической физики им. Н. Н. Семенова РАН. Признанием его заслуг международным научным сообществом являлось регулярное активное участие Бориса Ефимовича в работе различных комитетов на международных симпозиумах по ударным волнам, международных коллоквиумах по динамике взрывов и реагирующих систем и в ряде других научных организаций.
Борис Ефимович Гельфанд родился 18 февраля 1941 г. в г. Воронеже. После окончания Московского авиационного института в 1964 г. он начал свою трудовую деятельность в Научно-исследовательском и конструкторском институте химического машиностроения (НИИХИММАШ). После трех лет успешной работы по проек- тированию и испытанию новой техники, в 1967 г., Борис Ефимович пришел в Институт химической физики им. Н. Н. Семенова РАН. За 44 года непрерывной работы в лаборатории гетерогенного горения он прошел путь от старшего инженера до заведующего лабораторией.

С самого начала своей академической карьеры Борис Ефимович Гельфанд проявил себя как научный лидер и генератор новых идей возглавляемых им исследовательских групп. Свою исследовательскую работу он начал с изучения самовоспламенения и детонации в двухфазных средах газ-капли и газ-твердые частицы. Параллельно с этим им были достигнуты значительные успехи в исследовании распространения ударных волн в жидкостях, содержащих пузырьки газа, и в пористых сжимаемых материалах. За эти исследования и их дальнейшее внедрение он был удостоен вместе со своими коллегами Государственной премии СССР в 1983 г. и премии Правительства РФ в области науки и техники в 2002 г.

Отличительной чертой профессора Бориса Ефимовича Гельфанда являлась способность сформулировать совершенно новую идею с помощью всего нескольких фраз. Один из таких примеров относится к 1984 г., когда он неожиданно предложил: "А давайте поместим в секцию высокого давления ударной трубы пылевую двухфазную среду. Каковы при этом окажутся параметры ударной волны в секции низкого давления, заполненной газом?". Эта идея положила начало отдельному научному направлению по исследованию последствий аварийного разрушения сосудов высокого давления, содержащих двухфазные системы. В последующие годы (1986-1990) параллельно с пылевыми системами профессор Гельфанд исследовал также быстрое расширение перегретых жидкостей.
Gelfand B. E.
Letter
Отдельного упоминания заслуживают дружеские отношения и сотрудничество Бориса Ефимовича с академиком Я. Б. Зельдовичем. В совместных работах они вывели на новый уровень классические представления об инициировании и распространении детонации. Особо следует отметить развитие градиентного механизма возникновения детонации, который в настоящее время является стандартным подходом при исследовании таких процессов.

После Чернобыльской аварии профессор Гельфанд был одним из инициаторов полного и всестороннего изучения горения и детонации водородсодержащих смесей, поскольку, как никто другой, понимал, что путь к новым инновационным технологиям должен опираться на полную базу данных о водороде как о перспективном горючем веществе. Оптимистическую уверенность в возраждении наук о горении и детонации подтверждает обращение-завещание академика Я. Б. Зельдовича к Б. Е. Гельфанду, написанное еще в 1985 г. Эта уверенность в значительной мере опиралась на осознание непреложного факта о том, что основные представления о явлениях взрывного превращения горючих систем, убедительно описанные в классических исходных трудах, еще найдут свое дальнейшее развитие и продолжение при описании новых систем. Академик Я. Б. Зельдович обоснованно считал, что именно такие ученые, как профессор Гельфанд, способны обеспечить это развитие.
Борис Ефимович всегда уделял большое внимание подготовке научных кадров. Выросшие в его лаборатории кандидаты и доктора наук успешно применяют свои знания в различных организациях, развивая направления исследований, основанные очень часто под руководством Бориса Ефимовича. При его участии и руководстве были защищены 7 докторских и более 10 кандидатских диссертаций.

Многогранный талант и обширные знания Бориса Ефимовича отразились в более чем трехстах пятидесяти научных работах, изобретениях и патентах. Борис Ефимович - автор девяти монографий, среди которых такие, как "Фугасное действие взрывов", "Термогазодинамика горения и взрыва водорода" и "Разрушение капель жидкости". Уже одно это краткое перечисление дает представление о широте и разнообразии его научных интересов в области горения и взрыва. По каждому направлению своих исследований он добивался новых, существенных результатов, признанных мировым научным сообществом. Кроме фундаментальных исследований, Борис Ефимович много и плодотворно работал над использованием полученных результатов при создании образцов новой техники и новых методов организации процессов горения и взрыва.

С уходом Бориса Ефимовича Гельфанда наша наука лишилась одного из тех, кого по праву можно считать частью фундамента, на котором основывались ее успехи. Светлая память о Борисе Ефимовиче навсегда останется в сердцах его друзей и коллег.

От имени друзей, коллег и сотрудников, С. П. Медведев, С. В. Хомик